Разве кто-нибудь может подумать, что перемещение ольховой серёжки от лёгкого, почти случайного дуновения может что-то изменить в этом мире?
«Банально…» , — скажет рассудительный прагматик.
Согласимся и с таким мнением. Конечно, в сравнении с рёвом экскаватора и гиперзвуком подобная точка зрения человека с прагматическими воззрениями имеет место быть, а вот то, что перемещение ольховой серёжки, коих не счесть, может оказать влияние на изменения в мире, для него по меньшей мере наивно, а в большей степени находится за гранью восприятия.
Но для философа от движения «серёжки ольховой» зависит то насколько мир, в котором мы живём, хрупок и податлив на любое наше поведение и даже настроение.
Что-то где-то переместилось, что-то перещёлкнулось — и все сместилось, всё пошло не так. И так как это было уже никогда не будет.
Хуже будет или лучше — оценят потом, но будет не так. Всё будет по-другому.
Мир, в котором мы живём — живой и податливый.
«Когда изменяемся мы — изменяется мир»
#нам_пишут
Сережка ольховая — это что-то в сравнении с общеизвестным эффектом бабочки…?
#мы_отвечаем
Вначале разберемся, что означает «эффект бабочки».
Любая интерактивная поисковая система выдаёт, что это выражение заимствовано из названия статьи (1972 г.) метеоролога Эдварда Лоренца «Может ли взмах крыла бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?».
Вряд ли Э.Лоренц читал «Путаницу» К.Чуковского о том, как море горело,
а «тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать —
И потухло».
Но образный смысл теории передан верно — ничтожные колебания воздуха крылышками бабочки, вызывают вторичные колебания воздуха при отражении от препятствий, которые могут угасать или усиливаться — так поднимается или, наоборот, стихает ветер…
Теория хаоса, впервые разрабатываемая французским математиком Анри Пуанкаре, советскими математиками А.Н. Колмогоровым и В.И. Арнольдом и немецким математиком Ю.К. Мозером, гласит, что сложные системы чрезвычайно зависимы от первоначальных условий, и небольшие изменения в окружающей среде могут привести к непредсказуемым последствиям.
Нобелевский лауреат Илья Пригожин, франко-американский учёный (его семья эмигрировала из России в 1917), выразил сущность теории хаоса через теорию нестабильности:
«Если взять устойчивый маятник и раскачать его, то дальнейший ход событий можно предсказать однозначно: груз вернётся к состоянию с минимумом колебаний, т.е. к состоянию покоя. Если же груз находится в верхней точке, то в принципе невозможно предсказать, упадёт он вправо или влево. Направление падения здесь существенным образом зависит от флюктуации [отклонение от точки бифуркации — порога устойчивости — ОкО]. Так что в одном случае ситуация в принципе предсказуема, а в другом — нет, и именно в этом пункте в полный рост встаёт проблема детерминизма [определённости — ОкО].
При малых колебаниях маятник — детерминистический объект, и мы в точности знаем, что должно произойти. Напротив, проблемы, связанные с маятником, если можно так выразиться, перевёрнутым с ног на голову, содержат представления о недетерминистическом объекте…»
А вот Корней Иванович Чуковский вполне мог быть знаком с трудами А.Пуанкаре.
«Путаница» К.Чуковского в талантливом детском стихотворение мастера пера равна хаосу Анри Пуанкаре в его любопытной теории.
Итак, теория хаоса говорит о всеобщей неопределённости и невозможности на этом основании точных прогнозов, в том числе и прогноза погоды через неделю.
Можно сделать вывод, что эффект бабочки — это жёсткая детерминация цепи причинно-следственного возрастания хаоса —неопределённости. Парадокс в том, что в теории хаоса энтропия (мера беспорядка) жёстко определяется механистическими законами, но при этом нет возможности точного математического моделирования и вычислений динамических систем.
В стихотворении Е.Евтушенко, написанном в 1975 году, неопределенность событий рассматривается с той же позиции изменения внешнего мiра через ничтожно малые величины — воздействием на ольховую серёжку, но в то же время звучат мотивы о том, что именно внутреннее наше состояние определяет внешние факторы из которых складываются события вокруг нас — «когда изменяемся мы, изменяется мир».
Прослеживается причинно-следственная связь при которой изменения во вне — это всего лишь следствие, причина которого находится внутри.
«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).
И как не вспомнить в этом случае слова Святого Серафима Саровского — «Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»!
Вот это эффект зависимости следствия от причины!
Дух же мирен возможно стяжать лишь упованием на Господа, на Его Промысел, Который определённо способствует спасению души.