Сегодня, в день памяти погибших в нефтегорской трагедии, в одночасье унесшей жизни двух тысяч человек, вспоминается моление Вечерни – «О граде сем, всяком граде, стране и верою (с верой) живущих в них».
Начало 90-х годов прошлого века стало временем небывалого духовного подъема в России и на Сахалине в частности. Молодая сахалинская епархия только что утверждена решением Священного Синода РПЦ и получила (впервые в истории Русской Церкви, до этого епархии на острове не было) благословение как самостоятельное региональное подразделение в структуре Православной церкви на Дальнем Востоке Руси.
Эти годы на Сахалине были отмечены огромным интересом к Православию – повсюду открывались приходы – люди («духовной жаждою томимы») массово шли в храмы и принимали святое крещение. Учились молиться и молились. Открывали для себя иную перспективу жизни, читали благую весть о Спасении, верили и жили надеждой. Постигали тайны Откровения Божьего.
В час ночи 28 мая 1995 года подземный толчок магнитудой 7,6 обрушил дома. Из 3197 человек, живших в Нефтегорске, погибли 2040.
Означает ли это, что «погибшие не молились и потому Бог не защитил их от ударов стихии»?
Конечно, нет!
Нет ни малейших сомнений в том, что и в маленьком поселке нефтяников накануне вечером кто-то, готовясь ко сну, совершал вечернее молитвенное правило.
В Библии рассказано, что Бог может спасти целый город даже за одного праведника в нём – вспомним торг (своего рода) в диалоге Авраама с Богом, когда ангелы направлялись истребить города Содом и Гоморру (Быт. 18:20-33).
Авраам спрашивал: «А если есть там хотя бы несколько праведников, то помилуешь ли?» Бог отвечал утвердительно.
Но Бог отыскал только одного праведника и Лот был выведен из города с семейством, а города были преданы огню. Одного Лота было недостаточно на такое количество нечестия, которое творилось в этих городах. Есть мера долготерпения Божьего.
Как же объяснить внезапную гибель двух тысяч человек, которые не виновны в том, что родились и выросли в условиях атеизма и возможно даже не были просвещены светом веры Христовой.
Их за что?
Что теперь испытывают их души в вечности?
Кто виновен и понесут ли виновные наказание?
«Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим.12:19).
В письмах преподобного Исидора Пелусиота, ученика святителя Иоанна Златоуста, приоткрывается завеса тайны Божией над судьбой мира.
Этот святой отец говорит, что не стоит удивляться, если из-за недостойного епископа наказывается целый город и «если из-за него и святилище лишается священнослужителей, и город – жителей» [письмо 39].
Новообразованную Сахалинскую епархию возглавлял в те годы епископ Аркадий (Афонин), покинувший сахалинскую кафедру через несколько лет в результате скандалов, сотрясавших тогда сахалинскую епархию.
Подобного рода скандалы сотрясали тогда не только Сахалин, но и Екатеринбургскую епархию при управляющем Никоне (Миронове).
Народ ждал от церкви в первую очередь чистоты, святости, справедливости и защиты нравственных ценностей, видя в ней оплот стабильности и определённые нормативы, которые помогали сохранить правильные ориентиры в стремительно меняющемся обществе.
Справедливая волна народного возмущения была направлена именно против нечестия, которые не только покрывались (это ещё можно было бы понять, объяснить и принять), но и распространялись через церковь в лице её руководителей-епископов.
У людей закрадывалось недоверие к Церкви и рушилась вера в непогрешимость её епископов.
В письме 149 Исидор Пелусиот продолжает тему ответственности епископа за состояние местности, в которую он поставлен – «О том, что не только незаконно достигший епископства, но и избравшие недостойного, подлежат неизбежным наказаниям».
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) поясняет слова Преподобного Исидора: «Но если нерадение епископа (от которого обычно более зависит внешнее благоустройство епархии, нежели внутренняя жизнь верующих) может стать причиной наказания Божия для всей его паствы за одно только со стороны ее попустительство недостойному взойти на кафедру архиерейскую, то не тем ли более может получить вред тот, кто неосторожно избирает себе руководителя, который должен прозревать, указывать, направлять тончайшие стороны духовной его жизни?»
Потому неудивительно, что арест в 2015 действующего сахалинского губернатора – Александра Хорошавина произошёл во времена, когда сахалинскую кафедру возглавлял архиепископ Тихон (Доровских). Александр Хорошавин (будучи губернатором) был в составе большой сахалинской делегации, которая присутствовала в Москве при хиротонии Тихона (Доровских) во епископа в 2011 году.
Это был видимый и недвусмысленный знак обществу и политической элите, что духовным руководителем сахалинского губернатора (теперь уже бывшего) стал архиепископ Тихон (Доровских), ныне митрополит Орловский (с 2019 года).
Тихон помпезно взошёл на сахалинскую кафедру не имея ни опыта пастырского служения, ни даже диплома о духовном образовании – диплом бакалавра ПСТГУ (полусветско-религиозного вуза) у него появился спустя полгода после его епископской хиротонии.
Стать архиереем без духовного образования практически невозможно – в Уставе Русской Православной Церкви установлено требование, что «избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование».
Архиепископская хиротония Тихона, которая отмечалась в воскресение 9 февраля 2014 в трапезной Воскресенского кафедрального собора ознаменовалась кровавым трагическим событием этого дня, унесшим жизни невинных людей, убитых в тот день в храме.
А чудом испеченный митрополит чудотворит теперь в Орле.
У кого окормлялся мэр города Орла Юрий Парахин догадаться не сложно. Однако месяц назад и он стал фигурантом уголовных дел.
Напомним, что Орловским митрополитом с апреля 2019 года является Тихон (Доровских).