Собор Святой Софии в Стамбуле

10 июля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о превращении собора-музея Святой Софии в мечеть.
Мир меняется постоянно, менялся прежде и будет меняться в будущем.
Глобальные изменения в мире происходят под влиянием глобальной политики.

Увидеть величие Святой Софии впервые мне довелось в октябре 2013 года во время своей первой поездки на Святую Гору Афон.
Маршрут нашей группы лежал через Стамбул. А если точнее, то именно в Стамбуле все участники группы — из Италии, Токио, Санкт-Петербурга, Москвы и Южно-Сахалинска встречались вместе.
Таким местом сбора группы стал аэропорт современного Стамбула.
Но не потому, что Стамбул в логистической цепочке сложного паломнического маршрута был самым удобным пунктом (хотя и это так), но скорее от того, что все мы помнили и воспринимали этот город по его древнему названию — Константинополь — как град святого Константина.
Поэтому главное, что хотелось увидеть и запомнить в этом древнем и удивительном городе — его важнейшие христианские святыни, которые привлекают в него паломников и туристов со всего мира.
Собор Святой Софии поражает внушительными размерами и красотой архитектурных решений не только снаружи, но ещё больше изнутри.

Рассеянный, струящийся с невообразимой высоты сводов свет, словно растворяет стены и они уходят за горизонт, если конечно можно его вообразить в замкнутом пространстве. Но внушительная площадь внутреннего пространства собора и невообразимая игра света в нем доставляют воображению эту возможность.
На коврах, устилающих полы храма, там и там отдельными группами или семьями, сидят люди, словно они пришли на отдых и уходить не торопятся. Впечатление, что они чувствуют здесь себя как дома усиливается от присутствия безмятежно играющих детей.

Что ещё запомнилось? Туристы при входе получали пакеты со сменной обувью. Переобувшись почти на ходу, собственную обувь приходилось носить с собой в этом пакете.
Фотосъемка не запрещалась, но пакет с обувью категорически мешал это делать. Гениальное изобретение человечества — бахилы и маски ещё не вошли в жизнь и быт, как их неотъемлемый атрибут и символ лояльности.

Знаменитые византийские мозаики мы успели посмотреть в их оригинальном виде на их исконном месте. Я рад, что успел их увидеть воочию, в натуре, а не виртуально. Судьба мозаики в Соборе Святой Софии теперь волнует многих.
В действующих мусульманских мечетях запрещены изображения людей тем более, если это христианские святые, символы и иконы.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
собора Святой Софии в Стамбуле

17 января 395 г. скончался император Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи на Восточную и Западную между своими сыновьями.

В 455 году в Рим ворвались вандалы. Западная Римская империя прекратила своё существование.
Восточная Римская империя, получившая название Византия, осталась единственной исторической, культурной и цивилизационной наследницей некогда Великой и могущественной империи и просуществовала на протяжении почти тысячелетия.

Софийский собор был возведен по приказу императора Юстиниана в VI веке по Р.Х.

Собор Святой Софии (Великая церковь) — символ Византийской империи, как и Иерусалимский храм — символ Ветхого Израиля.
Говорят, что 27 декабря 537 года во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Миной император Юстиниан I произнес: «Соломон, я превзошел тебя!»

В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом.
29 мая 1453 года Константинополь пал, император Константин XI Палеолог был убит, а храм захватили турки. К собору победители пристроили четыре минарета, фрески и мозаики замазали штукатуркой — из церкви сделали мечеть.

 

Греция. Ноябрь 2013.
Памятник последнему императору Византии — Константину XI Палеологу, погибшему 29 мая 1453 года во время захвата Константинополя турками. Установлен в Афинах на площади Митрополеос в конце XX века.

 

 

АГИА СОФИЯ на картине Гаспаре Фоссати. 1849. Сюжет посвящён Божественной Литургии в присутствии Византийского Императора Алексия I Комнина (ок. 1057 ‒ 1118). Гаспар Фоссати — итальянский архитектор из Швейцарии был хорошо принят в Петербурге в 1836 году, в дальнейшем получил поручение построить посольство России в Стамбуле. С 1847 по 1849 Гаспар вместе с братом Джузеппе по поручению османского султана Абдул-Меджида I сделал реставрацию собора Святой Софии и восстановил внутреннее убранство. В реставрационных работах участвовало 800 рабочих и зодчих. Рисунки художника Собора Святой Софии можно увидеть по ссылке https://eng.travelogues.gr/collection.php?view=243

 

О соборе Святой Софии говорить можно бесконечно, остановиться трудно.
Предлагаем подборку наиболее полного описания собора со множеством великолепных фотографий
http://vladimirdar.livejournal.com/120807.html
http://vladimirdar.livejournal.com/120965.html
https://vladimirdar.livejournal.com/121180.html
http://vladimirdar.livejournal.com/121469.html
http://vladimirdar.livejournal.com/121785.html

 

В 1934 году первый президент Турции Ататюрк присвоил собору статус музея.

С 1985 года христианская святыня включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

29 мая сего года, в очередную годовщину падения Константинополя, в храме-музее состоялось чтение Корана. После этого развернулась дискуссия о судьбе собора.

5 июня президент Реджеп Тайип Эрдоган поручил своим помощникам провести исследование с целью подготовить собор Святой Софии к официальному превращению в мечеть.

2 июля Верховный суд Турции постановил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен указом президента страны.

10 июля Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и зарегистрировал храм как мечеть. Президент Турции Эрдоган подписал соответствующий указ и заявил, что с 24 июля 2020 года в соборе начнутся богослужения.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал глубокую обеспокоенность судьбой храма:
«Построенный в VI веке в честь Христа Спасителя, этот храм много значит для всего Православия. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию».

 

Наши читатели, вероятно, заметили то внимание, которое ОкО уделяет собору Святой Софии.
Причины тому есть, в том числе и политические.

Парадоксы истории и новости политики.

Решение турецкого президента об изменении статуса бывшего собора Святой Софии из музея — в мечеть некоторые аналитики определили, как «Эрдоган окончательно попрощался с Ататюрком».

Для понимания ситуации вновь обратимся к истории Турции за последние сто лет.
В 1922 глава Турции Мустафа Кемаль Ататюрк упразднил султанат, в 1923 году была создана Турецкая республика.
В 1924 был упразднен халифат.
В 1925 специальным указом Ататюрк запретил религиозные головные уборы в государственных учреждениях (тюрбан, феску, хиджаб), были закрыты религиозные ордена и обители.
В 1926 —1934 гг. женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, а многоженство было запрещено.
Турция стала светским государством. Пять намазов были сокращены до двух в день и стали необязательными. Появилось понятие этнического мусульманина — это «номинальные» мусульмане — потомки тех, кто соблюдает или соблюдал ислам. Информацию об этом заносят в удостоверение личности при рождении и в дальнейшем официально поменять религию невозможно.

В современной Турции 20% населения живут почти по шариату (молятся 5 раз в день), 20% — молятся лишь иногда, 60% — не молятся или молятся крайне редко.

С 2002 года к власти в Турции пришла созданная Эрдоганом (в 2001) Партия справедливости и развития. Политика активной исламизации страны, проводимая ее лидером, разделила общество на религиозную и светскую части.
С 15 по 16 июля 2016 года турецкие военные совершили попытку переворота. Реджеп Тайип Эрдоган едва избежал гибели от рук путчистов. Среди мятежников было 5 генералов и 29 полковников.
10 июля, объявляя собор Святой Софии мечетью, Эрдоган сказал, что исправил историческую ошибку Ататюрка. Турция стремится стать лидером в мировой политике и обращается к идеалам Османского халифата.

На фоне происходящего уже вовсе неслучайным видится военный конфликт между Арменией и Азербайджаном, который начался почти сразу после изменения статуса собора Святой Софии.
На днях президент Турции Эрдоган сказал, что Турция и Азербайджан — это два государства одной нации и Турция всегда будет находится на стороне Азербайджана.

Сегодня события, вызванные пандемией и связанные с COVID-19, ведут к новому переделу мира и новому мировому порядку.
Государства закрывают границы и уже в открытую обсуждаются варианты возможной войны в Юго-Восточной Азии.
Мы живем в непростое время и должны вспомнить проверенную временем латинскую поговорку: «Хочешь мира — готовься к войне».
Скорей всего именно этот принцип лежит в тезисах появившегося в начале июля с.г. чернового варианта доклада комитета по международным делам Европарламента:
«С учётом нового политического баланса и возможного ухудшения обстановки в сфере международной безопасности в период после вспышки COVID-19 оборонные бюджеты ЕС не подлежат сокращению».

Нам же, определённо, не стоит забывать слова выдающегося русского адмирала С.О. Макарова: «Помни войну», означающих одно: никогда не забывать уроков истории.

Парадокс и правда истории в том, что христианство, как мировая религия, призывает народы к единению в Духе. Однако преодолеть межэтнические, межличностные и межрелигиозные разделения сегодня так же трудно, как и две тысячи лет назад.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», — говорит Господь (Мф.10:34).

Где же единение? И все же христианство несёт в себе не разделение, но единение. Христос принёс миру мир: «Мир Мой даю вам» (Ин.14:27).

Уроки Византийской империи заключаются в том, что именно христианская религия объединила различные народы и этносы в единое государство на многие века.