Завтра Крещение, день, когда многие люди приходят в храмы за духовной поддержкой, за святой водой. В единственном монастыре на Сахалине совершат крестный ход. Пока здесь – самурайский дух. Но отец Серафим, настоятель монастыря, верит, что с ним справится.
Этот монастырь в портовом городе Корсакове хоть и живет по православному уставу, но сильно отличается от подобных духовных очагов на материке. Ведь как монастыри обычно начинаются? Подвижник уединяется от мира, к нему приходят за духовными советами, вокруг него объединяются люди, воздвигается храм. Намоленное место, сильные традиции…
В Свято-Покровском монастыре ничего этого нет: расположен в черте города, на месте, где до 1905 года было японское посольство, затем сорок лет – военный японский гарнизон, а после освобождения южной части Сахалина от самураев – советский матросский клуб. В общем святость здесь и не ночевала… Потому так трудно дается монастырская жизнь.
За десять лет существования храма сменились десять настоятелей, за пять лет статуса монастыря не осталось никого из тех, кто присутствовал при юридической регистрации. Среди насельников монастыря – текучесть. Причем, казалось бы, просятся искренне, с желанием святости, один, например, пришел пешком из областного центра – а это около 40 километров… У него не было ни денег на автобус, ни определенного места жительства. Таких кандидатов на монастырскую жизнь – большинство. Но почти все не выдерживают, уходят из места, которое дало кров и пищу. Пугают не столько тяжелая работы и суровый, неустроенный быт, сколько строгая организованность и молитвенный труд.
А с другой стороны, где оно вообще на Сахалине – намоленное место? В области при советской власти были уничтожены все до единой церкви.
– Я принял 14 сгнивших построек с удобствами при дворе, с размороженной системой отопления… Вода в келье замерзала, ни напиться, ни умыться, – рассказывает отец Серафим.
Батюшке с его высшими образованиями (экономическим и управленческим) досталась работа прораба, архитектора, бухгалтера. Кандидатская диссертация «Комплекс мер по духовно-нравственному воспитанию населения Сахалинской области» отложена до лучших времен, настоящее – правовое оформление земельного участка, расчеты, переговоры о том, как бы подешевле выписать с материка стройматериалы, оборудование для котельной, окна – взамен сгнивших… Сейчас монастырь (кроме храма) представляет собой большую площадку, на которой кипит капитальный ремонт. Замене подлежит все, кроме стен. Кельи братии напоминают рабочие бытовки, трапезная – рабочую столовую. Тишины и покоя нет в помине.
– Это днем, – уточняет батюшка. – А вечером, как у поэта: «Все постепенно замирает, вот вздох, знамение, поклон… И Дух Святой окрест витает, и слышу я молитвы тон…»
Строительство преподносит и сюрпризы. Когда вскрывали пол, рабочие попросили респираторы: под досками оказалось многолетнее крысиное обиталище. А при земляных работах нашли старые каски времен Второй мировой войны и фарфоровую посуду с иероглифами. Показали находки японцам, те изумились. Чашка оказалась редкостной, ритуальной, в быту не использовалась, из нее делал последний глоток камикадзе.
– Вот самурайское пространство и сопротивляется православному, – шутит отец Серафим.
– Значит, место для монастыря выбрано неудачное?
– Что вы! Очень удачно. Южный склон холма, солнце круглый год, очень красивый ландшафт. Город как на ладони, колокольный звон разносится далеко. Внизу – пустующая площадка, мы там сделаем монастырскую парковую зону отдыха для всех желающих. Нашли и источник, мы его почистим, будем содержать. Погуляют корсаковцы в парковой зоне, поднимутся и наверх, в наш культурный центр, который мы к тому времени обустроим. А то, что тяжело – что ж, благое дело без сопротивления не бывает.
Не все так просто и с оформлением межевого дела, хотя уже провели топосъемку и определили границы.
– Весной будет год, как вы здесь настоятелем. Как думаете, задержитесь дольше своих предшественников?
– Были моменты отчаяния. То проводка загорится, то мотор в котельной выйдет из строя. Подумаешь: и за что же меня в этот каменный мешок?!
Но были и чудеса. В храме несколько раз мироточили иконы. Причем не старинные, а простые: литографии святых, наклеенные на планшеты и оправленные в нетесаные реечки. Я поставил их в киоты.
Нескончаемая работы у обитателей монастыря всю святочную неделю и на Крещение. Батюшка еще и нововведение ввел: два раз в неделю совершать крестный ход вокруг обители. Намаливать место.
18 января 2007 г.
Ольга Васильева
«Российская газета»
Сахалинская область