Герои, как и святые, не умирают…
Памяти Геннадия Ивановича Невельского посвящается.
Город Корсаков. Пост Муравьевский. Год основания 1853 год. 166 лет.
Свято-Покровский града Корсакова мужской монастырь. Год основания 1999 год. 20 лет.
29 апреля день памяти адмирала русского флота Г.И. Невельского. Он скончался в Санкт-Петербурге 143 года назад. Геннадий Иванович прожил 63 года. Вся жизнь этого человека без остатка была посвящена служению России. Он по праву принадлежит к славной плеяде верных сынов своего Отечества. В 2019 году день памяти выдающегося адмирала Русского флота приходится на Понедельник Светлой Седмицы.
С полным правом в день памяти Геннадия Невельского мы можем говорить о нем, как о человеке незаурядном, герое не только своего, но и нашего времени. Героями не рождаются, ими становятся. Герои – это не только те, кто пал смертью храбрых на поле брани. Герой – это главное действующее лицо времени.О героях судят по их делам, по их подвигам, по их намерениям. О Геннадии Ивановиче можно и должно говорить, как о Человеке с большой буквы. Герои, как и святые, не умирают, они остаются с нами.
21 сентября 1853 года на острове Сахалин Г.И. Невельской поднял флаг Российской империи. Это событие,описанное Геннадием Ивановичем, многократно цитированное впоследствии, известно всем. Дословно у Г.И. Невельского записано так: «…команда выстроилась во фронт, и я скомандовал: на молитву. Помолясь с коленопреклонением Богу, причем японцы и айны инстинктивно сняли шляпы, я вместе с Н.В. Буссе при криках ура и залпе из ружей и орудий поднял русский военный флаг».
Вот с этого момента, в этом самом месте, когда русские матросы спели «Отче наш…», пред собравшимися впервые было явлено свидетельство веры во Христа – религии доселе не известной местным жителям. Это искреннее исповедование веры продолжалось и в дальнейшем, в течение чуть более, чем восьми месяцев (с 22 сентября 1853 по 31 мая 1854 гг.), пока официально держался пост Муравьевский, пока распорядок дня команды состоял не только из хозяйственных хлопот, но в обязательном порядке включали молитву – люди православного вероисповедания не могли не молиться утром и вечером, а это значит, что они уже тогда несли православную миссию коренным народам 1. Это и было началом православной миссии на острове Сахалин.Это и была та самая первая община православных христиан на острове Сахалин, члены которой были объединены общей верой, единой целью, любовью к Отечеству – земному и небесному, любовью к ближнему – тем немногочисленным представителям коренного населения.
Айны с удивлением, очень внимательно и уважительно наблюдали за русскими матросами у которых были свои задачи, они несли какую-то непонятную им свою миссию. А эта миссия включала, в том числе, и помощь местному населению 2,и его просвещение. Можно без преувеличения сказать, что Муравьевский военный пост, просуществовавший с сентября 1853 года по май 1854 года, и был первой формой православной общины на острове Сахалин.
О том, какое впечатление Православие оказало на айнов, можно судить из их отношения ко всему тому, что они успели перенять от русских. На Шикотане и сегодня сохранилось айнское кладбище. Удивительно даже не то, что на могилах захороненных айнов стоят православные кресты, а то, что на крестах написаны их русские имена 3, несмотря на то, что им, крещеным в Православии, в ходе японизации принудительно давали японские имена, а ведь Курильские острова 70 лет оставались японскими 4. Значит, перед лицом смерти эти люди выбрали религию личного воскресения вместе с Победителем смерти Христом. Апостольская миссия Церкви в ответ на призыв Спасителя реализуется в веках через конкретных людей 5. Из рассказов очевидцев мы знаем, что святость Святителя Иннокентия настолько поразила увидевших его в 1851 году в Аяне нивхов, что они просили владыку о немедленном крещении 6. Но сразу это сделать по некоторым причинам не удалось и на Петровской косе (отделяющей залив Счастья от Охотского моря) старейшин из нивхов по просьбе Св. Иннокентия крестил 7 Геннадий Иванович Невельской 8. Среди них были знаменитые Позвейн и Паткин, ставшие проводниками и переводчиками Г.И. Невельского 9. Немного позже чин Крещения был завершен приехавшим на Петровскую косу священником Гавриилом Вениаминовым, который помазал новокрещённых святым Миром 10. История соединила двух выдающихся личностей – Святителя Иннокентия, будущего Митрополита Московского, и отважного морского офицера Г.И. Невельского, будущего адмирала, – в одной героической эпохе – эпохе первооткрывателей и просветителей.
Мы все призваны к святости 11, святость наш идеал. Герои наиболее приближены к святым, полагая жизнь свою за ближних, за род, который жил до нас, за своё Отечество.
«Человеческая сила имеет большое значение для решения тех или иных текущих проблем и задач, но проходит время, и в самом лучшем случае о выдающихся деятелях прошлого сохраняется благодарная память. Люди с удовольствием читают о них книги, смотрят фильмы, но не приходят ночью к могилам, потому что реальной связи с героями прошлого нет.
А со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни» 12.
Геннадий Иванович, несмотря на свою неказистую внешность (рост 156 см, худощавый, со всклокоченными волосами на лысеющей голове), производил на людей неизгладимое впечатление. Личность Невельского и сейчас, спустя два века, притягивает к себе людей.
В 2013 году в России был широко отмечен 200-летний юбилей Геннадия Ивановича. 5 декабря 2013 года, в день рождения Г.И. Невельского, в рамках Президентского проекта «По пути Невельского» состоялся телемост, в котором приняли участие города, связанные с жизнью и деятельностью Г.И. Невельского: Санкт-Петербург, Иваново, Кострома, Южно-Сахалинск, Владивосток. Инициатором телемоста выступил Иваново-Вознесенский кадетский корпус имени Г.И. Невельского, получивший в марте 2013 года государственный грант на реализацию образовательных проектов, приуроченных к юбилейной дате своего знаменитого земляка 13.
В 2016 году Сахалин участвовал во всероссийской акции Памяти Геннадия Николаевича Невельского, приуроченной к 140-летию со дня его смерти. 29 апреля основные мероприятия состоялись в Санкт-Петербурге на базе школы № 43 при участии Центра национальной славы. Одновременно с Санкт-Петербургом Акции памяти адмирала Российского флота, выдающегося исследователя Дальнего Востока Геннадия Ивановича Невельского прошли на Сахалине, в Иванове, Заволжске, Кинешме и Солигаличе 14.
С этого времени и на Сахалине стало неизменной традицией 29 апреля приходить к памятнику Невельскому в Южно-Сахалинске, Корсакове, к Памятному знаку на месте основания Муравьевского поста и проводить здесь совместный молебен, посвященный памяти конкретного человека, посвященный конкретной географической долготе и широте – месту, где впервые было официально объявлено о принадлежности о. Сахалина государству Российскому. На самом большом острове России эта традиция утвердилась. Мы надеемся, что в будущем она еще получит широкое распространение, как единый вдохновляющий порыв по инициативе народной, как дань уважения к человеку-патриоту, любящему свое Отечество, Гражданину с большой буквы, ныне Гражданину небесного Отечества, верному сыну России. Эта народная инициатива объединит и сделает участниками полномасштабной акции с колоссальным географическим охватом от Камчатки до Калининграда и общественность и власть.
29 апреля 2019 года в 09.00 Московского времени по инициативе общественности началась масштабная общероссийская акция – вахта памяти, посвященная Геннадию Ивановичу Невельскому, в которой приняли участие не одна сотня человек. Географический охват мероприятия составил пространство от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. В Корсакове гражданскую инициативу поддержали исполнительная и законодательная власти Корсаковского Городского Округа (КГО) – председатель городского собрания Л.Д. Хмыз, советник мэра В.Н. Осадчий и другие представители администрации КГО.
В 16-30 сахалинского времени от Свято-Покровского града Корсакова мужского монастыря началось движение Крестным ходом к месту основания Муравьевского поста.
17 часов местного времени на посту Муравьевский отбили склянками специально установленной по этому случаю насельниками монастыря корабельной рынды.
В это время в Южно-Сахалинске у памятника Невельскому Г.И. собрались ученики средней школы №26 областного центра и участники объединения «Островок», члены регионального отделения РГО – организаторы акции;
во Владивостоке к памятнику адмирала пришли курсанты Морского технологического колледжа МГУ им. адм. Г.И. Невельского;
в Сахалинском филиале МГУ в Холмске для курсантов первого курса прошёл исторический экскурс, был организован просмотр документально-исторического фильма «Амурский лиман», организована интеллектуальная викторина «О жизни и деятельности легендарного российского адмирала», посвященная его географическим открытиям и научным изысканиям;
в акцию включились жители городов Комсомольска-на-Амуре и Николаевска-на-Амуре;
у памятного знака на месте усадьбы Невельских рядом с деревней Долматово встретились сотрудники Заволжского музея Ивановской области;
у памятного знака на месте деревни Дракино Солигаличского района Костромской области, где родился Геннадий Иванович Невельской, мемориальную акцию провел протоиерей Александр Шастин, о чём сообщил А.М. Алябьев, директор Иваново-Вознесенского морского кадетского корпуса им.адмирала Г.И. Невельского в г. Иваново;
на БДК 055 (Большом Десантном Корабле) в открытом море военные моряки вместе со всеми отметили память адмирала;
в Петропавловск-Камчатском и в Хабаровске на набережные пришли почитатели имени отважного офицера;
в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище посетили могилу Невельских с возложением цветов.
Всех этих людей в разных регионах необъятного Отечества объединило имя Геннадия Ивановича Невельского.
Форматом состоявшейся акции стал флэш-моб (переводится с английского как «мгновенная толпа»), при которой люди, принимающие в нем участие, не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели. Организована акция была через интернет-мессенджер WhatsApp. За два дня до события 29 апреля, в Великую субботу, инициаторы акции (И.А. Кременецкая – общественное объединение Родительская инициатива, руководитель клуба имени Невельского с.ш.№26 г.Южно-Сахалинск) создали в приложении WhatsApp группу «Адмирала Невельского» и объявили об общероссийском дне памяти Геннадия Ивановича Невельского. Предложение было простым, понятным и посильным для каждого участника, невзирая на возраст, род деятельности и социальный статус. Предложения от участников, включившихся в акцию, приходили прямо в группу: возложение цветов, проведение конференции или литературного часа, на котором возможно вспомнить деятельность адмирала, просмотр фильма, посвященного Геннадию Ивановичу Невельскому («Залив счастья»), мультфильма, созданного детьми школьной студии, прочтение отрывка из книги воспоминаний, речи, марши и т.д. Модератором группы от Корсакова выступила Е.В. Ращупкина-Лопухина. Она же отвечала в группе на возникавшие вопросы, касающиеся жизни и дел Г.И. Невельского.
29 апреля 2019 года над главной точкой Сахалина в небо взлетели слова пасхального приветствия:«Христос Воскресе…Смертию смерть поправ…»
Игумен Корсаковского монастыря обратился к собравшимся со словом:
«В этом году день, посвященный памяти Геннадия Ивановича Невельского – особый день, поскольку приходится в период Святой Пасхи, а потому совершаем мы нынешнее поминовение пасхальным чином.
Мы вспоминаем сегодня человека, который предопределил православное будущее островного края.
Корсаков – морской город, город-порт, город мореходов, рыбаков и военных моряков. Море, которое открывается практически из любой точки Корсакова напоминает о жизни на острове. Это так привычно сегодня– что Сахалин – остров,однако 170 лет назад знаменитый мореплаватель Геннадий Иванович Невельской должен был это России доказать.
Корсаков – единственный город на Сахалине, который был основан лично Г.И. Невельским– будущим адмиралом Русского флота. Это произошло 22 сентября (4 октября н.ст.) 1853 года, когда на берегу Анивского залива при его личном участии был учрежден пост Муравьёвский, названный в честь тогдашнего губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича Муравьёва.
В 2019 году 29 апреля примечателен тем, что 143 года назад в этот день также праздновали Пасху 15. Геннадий Иванович отошел в Вечность, встретив 63-ю Пасху в своей жизни. О масштабах его личности и его славных дел скажут другие. Мне лишь хочется отметить, что у каждого из нас есть свой день рождения, когда мы приходим в тот мир, этот день мы помним всю свою жизнь. Есть день нашего духовного рождения – Крещение. И есть третий день нашего рождения – рождение в вечность, когда мы покидаем землю, покидаем этот мир – это день нашего рождения в вечность. Г.И.Невельского Господь призвал в особый день, когда открыто Небо».
Формат настоящей статьи требует упоминания об истории создания памятного знака, которым отмечено место основания Муравьёвского поста.
В 1986 году на заседании Сахалинского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Владислав Михайлович Латышев, бывший тогда директором Сахалинского областного краеведческого музея, поставил вопрос о воссоздании и музеефикации Муравьёвского поста как памятника истории. Тогда же была создана инициативная группа по подготовке научной концепции и тематической структуры будущего музея. В октябре 1987 года после того, как определились с внешним обликом, размерами и предполагаемым местоположением поста в Корсакове были произведены археологические раскопки на уступе мыса Томари в районе пересечения улиц Окружная и Вокзальная.
В январе 1993 года архитектор С.М. Миченко представил руководству города и области законченный проект музейного комплекса «Муравьевский пост» из 4-х строений, обнесенных деревянной оградой с бойницами, с учётом всех необходимых решений, в числе которых было учтено подключение инженерных коммуникаций, телефонизации, электроснабжения, устройства пешеходной тропы, согласование с управлением пожарной охраны из-за близости нефтебазы. На этом этапе участие со стороны государственной власти закончилось.
Но вдохновлённая планами воссоздания Муравьёвского поста корсаковская общественность не забывала об этой идее, время от времени возвращаясь к вопросу создания памятника и обозначения памятного места, в 2001 году казаки, без согласования с администрацией города Корсакова установили в районе бывшего Муравьёвского поста Православный Крест (в дальнейшем крест был освящен).
В 2003 году город праздновал 150-ую годовщину со дня основания. В связи с юбилеем, было поддержано администрациями города и области предложение Корсаковского музея об установке памятного знака на месте основания Г.И. Невельским Муравьёвского поста. В объявленном конкурсе победил проект корсаковского художника-оформителя Анатолия Владимировича Бартошко – небольшая бетонная арка с установленным на ней крестом. Работы по сооружению знака были выполнены ООО «Маркет». Текст на металлической плите, символизирующей колокол и размещенной внутри арки, был предложен Е.В. Ращупкиной-Лопухиной, которая на протяжении многих лет поднимала вопрос о необходимости продолжения работ по созданию на этом месте музея под открытым небом и установки памятного знака на месте, признанном ещё в 1970-х годах Российским памятником истории федерального значения.
2 октября 2003 года памятный знак был открыт губернатором Сахалинской области И.П. Малаховым и мэром города Корсаков В.Н. Осадчим 16 в присутствии военных моряков, детей, государственных лиц, представителей общественности, православного прихода Корсаковского мужского монастыря, историков, краеведов, приглашенных гостей из других регионов России.
С тех пор это место притягивает к себе всех любителей отечественной истории, любителей истории родного края. Десять лет за памятным местом основания поста Муравьевский в силу его расположения в непосредственной близости от монашеской обители за местом ухаживали насельники монашеской обители и ученики воскресной школы Свято-Покровского прихода. День основания поста 22 сентября (04 октября), День города, а также 25 августа, день освобождения Корсакова в 1945 году, 14 октября, Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – стали обязательными датами для посещения памятного места чаще всего Крестным ходом от Обители к памятному знаку.
Заботы о памятном знаке, установленном на месте рождения города, в частном и коллективном инициативном формате подхватывали самые разные общественные формирования и объединения горожан – детские коллективы, работники учреждений культуры, общественные клубы. Дважды пришлось реставрировать и заменять информационную табличку на памятном знаке, противостоять вандализму и игнорированию в течение ряда лет памятного знака органами муниципальной власти. Корсаковцы не забывали о важном и принципиальном для них месте, выполняя свой гражданский и патриотический долг, выражая свою любовь к городу, тропа к месту основания Муравьёвского поста, ставшего началом будущего русского поста и города Корсакова, никогда не зарастала…
В последние 3 года администрация признала правоту, настойчивость и верность горожан в отношении к месту основания Геннадием Невельским Муравьёвского поста и оказывает содействие в поддержании порядка, обеспечении доступа к памятному знаку, поддерживает восприятие этого места, как важного не только с исторической точки зрения, но и в качестве перспективного для презентации города объекта.
Монахи Свято-Покровского града Корсакова мужского монастыря не просто продолжают присматривать за памятником, но, намаливая это особенное и дорогое каждому корсаковцу место. В 2013 году руководство обители, основываясь на решении инициативной группы, состоявшей из Игумена Монастыря Серафима (Скипина), Е.В. Ращупкиной-Лопухиной, Г.Ю. Шукана, зафиксированном в протоколе совещания, предложили руководству администрации Корсаковского Городского Округа (КГО) концепцию развития северной части города, вложив в нее идею Русского Исторического Центра (РИЦ). Сама по себе идея, при условии ее реализации, могла бы не просто повысить интерес горожан и сахалинцев, а также гостей острова и города к первому русскому поселению на острове и старейшему городу на Сахалине – Корсакову, но поможет еще раз закрепить уроки истории в сознании и памяти соотечественников.
В 2013 году Аналитическая записка с предложением о проекте РИЦ была направлена в администрацию КГО, Правительство Сахалинской области, в адрес управляющего Южно-Сахалинской и Курильской епархии.
В 2015 году в Администрации Сахалинской области вновь заговорили о необходимости создания музейного комплекса на месте основания города. Летом 2015 года вновь были проведены археологические раскопки. В состав полевого отряда вошли сотрудники сектора археологии Сахалинского областного краеведческого музея: к.и.н. О.А. Шубина, И.Г. Марков, Г.В. Рушика, А.Н. Черных 17. В результате был сделан вывод, что та часть мыса Томари, на котором Г.И. Невельской создал пост, была срыта во времена Карафуто, чтобы отсыпать береговую линию вглубь моря (до полкилометра) под железнодорожные пути.
На основании сопоставления «съёмок береговой полосы, сделанных Н.В. Рудановским, планов поста Корсаковского, фотографий второй половины XIX века, японских рисунков и современного изучения местности» Владислав Михайлович Латышев предположил, что «шлюпки Г.И. Невельского пристали прямо против улицы Окружной современного г. Корсакова. Нынешний ручей Безымянный, в то время был речкой, называемой айнами Кусюнкотан, падь по которой проходит улица Окружная, как и посёлок, также назывались Кусюнкотан. Береговая линия в то время проходила примерно по линии современной железной дороги» 18.
На примере описанного выше мероприятия, начавшегося в интерактивном пространстве в формате флэш-моб и завершившегося широкомасштабной акцией памяти «героя» по местам его жизни и деятельности, наглядно кристаллизуется механизм взаимодействия государственной власти и гражданского общества, состоящего из представителей общественности, неравнодушной к сохранению исторической памяти народа, военных моряков, стоящих на защите рубежей Отечества, понимающих значение подвига Г.И. Невельского, простых людей, любящих свой край, свою культуру и представителей Церкви, молящихся как о властях и воинстве, так и о людях ныне живущих и уже представших пред Господом в вечную жизнь.
В 2019 году Свято-Покровский града Корсакова мужской монастырь инициирует новый проект, посвященный памяти Геннадия Ивановича под девизом: «Герои, как и святые, не умирают». В этой связи руководство Свято-Покровского града Корсакова мужского монастыря направило обращение в адрес Администрации КГО в котором просит включить в проект Музейного комплекса «Муравьевский пост 1853-1854» дополнительный пятый объект, особый – деревянную часовню, в стиле архитектурного зодчества 19 века, символизирующую собой связь времен в соединении настоящего, прошлого и будущего. Часовня не может входить в музейно-исторический комплекс, не должна и может быть расположена где-то рядом. «Есть особое место встречи этих двух миров, единственное место, – это Церковь Христова, это совершение таинства Святой Евхаристии. Ведь те, кто ушел от нас, те, кто в ином мире, продолжают оставаться членами Церкви так же, как и мы…», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.
Понятно почему в советское время, когда разрабатывался проект Музейного комплекса «Муравьевский пост», о православной часовне рядом и речи не велось, но очевидно и то, что нынешнее время вносит свои справедливые коррективы и уже не вызывает сомнений то обстоятельство, что жизнь христианина и память о нем освящены молитвой к Богу.
Геннадий Иванович Невельской – православный русский человек с польскими корнями в родословной, адмирал Русского Флота, первооткрыватель, исследователь, человек чести и долга, патриот своего земного Отечества, гражданин Неба.
Пусть память о нем живет всегда.
Статья опубликована в сборнике: Известия Сахалинского областного отделения Русского географического общества. 2021. – № 1.
Режим доступа: https://www.rgosakhalin.ru/_files/ugd/6ba1f4_b644548135414552a8d9ae42bc1359c4.pdf
Notes:
- «Ротный образъ перенесли изъ 1-й казармы и поставили на красиво убранномъ столе. Въ половине 11-го, команда, одетая въ мундиры, выстроилась для молитвы. Я оделся въ сюртукъ съ шарфомъ и саблей. Войдя въ казарму, я засталъ тамъ толпу японцевъ и аиновъ. Они оставались въ продолженіи молитвы и кажется были поражены, когда вся команда запевала молитвы». – Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853-54 гг. / Николай Васильевич Буссе. – СПб., 1872. – с. 51. ↩
- «Я приказалъ ему сказать аинамъ, которые не имѣютъ пищи, пріѣхать къ русскимъ, и что мы имъ даромъ выдадимъ крупы и гороху. Айны говорятъ, что у нихъ бываетъ ежегодно голодъ потому, что лѣтомъ японцы ихъ сгоняютъ на работы, такъ какъ для собственнаго запаса рыбы на зиму некому работать». – Николай Буссе. Русский и японцы на Сахалине. / Николай Васильевич Буссе. // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=281110&p=3. – Дата доступа: 04.05.2019. ↩
- Сергей Красноухов. На Курилах обнаружено два новых памятника археологии. // ИА ТАСС [Электронный ресурс]. – 19.05.2014. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/4973541. – Дата доступа: 04.05.2019. ↩
- По Санкт-Петербургскому договору с 1875 года Курильские острова переходили во владение Японии в обмен на право России на весь остров Сахалин. ↩
- Идите, научите все народы (Мф. 28:29). ↩
- Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Письма (1828-1855): собраны И. Барсуковым, Книга первая. / Митрополит Иннокентий (Вениаминов). – СПб., 1897. – с. 335-336. ↩
- Мирским чином.Пояснение чина –Александр (Семенов-Тянь-Шанский), епископ. Православный катехизис./ Епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский). // Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/pravoslavnyj-katehizis/3. – Дата доступа: 04.05.2019. ↩
- Буссе Н.В. Остров Сахалин и экспедиция 1853-54 гг. / Николай Васильевич Буссе. – СПб., 1872. – с. 20. ↩
- Костанов А.И. Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах: Ист. очерк. / Александр Иванович Костанов. – Южно-Сахалинск, 1992. –с. 16. ↩
- Для восполнение таинства крещения. Пояснение – Александр (Семенов-Тянь-Шанский), епископ. Православный катехизис. ↩
- Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). ↩
- Слово Патриарха. Неделя 3-я по Пасхе. // Православное информационное агентство «Русская линия» [Электронный ресурс]. – 08.05.2017. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/print/1280300.html – Дата доступа: 04.05.2019. ↩
- Касаткина С.В. Телемост в рамках проекта «По пути Невельского». / Светлана Вадимовна Касаткина // Администрация Заволжского городского поселения, официальный сайт [Электронный ресурс]. – 10.12.2013. – Режим доступа: http://www.zavgoradm37.ru/news/2013/1210-telemost.html. – Дата доступа: 04.05.2019. ↩
- В Петербурге почтили память Геннадия Ивановича Невельского. / Светлана Вадимовна Касаткина // Официальный сайт Фонда Андрея Первозванного [Электронный ресурс]. – 24.05.2016. – Режим доступа: http://fap.ru/press-center/news/v-peterburge-pochtili-pamyat-gennadiya-ivanovicha-nevelskogo/. – Дата доступа: 04.05.2019. ↩
- Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея, Малая Азия) празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи. За день весеннего равноденствия принято было 21 марта. Для вычисления фаз луны употреблялись т.н. циклы луны, т.е. периоды, по прошествии которых фазы луны возвращались приблизительно в те же дни Юлианского года. Великим андиктионом называется период в 532 года; так как фазы луны возвращаются к тем же числам месяцев через 19 лет, а дни недели (принимая во внимание високос) через 28 лет, то через 28 х 195 = 32 лет все эти элементы придут в прежний порядок, и дни Пасхи по Юлианскому календарю повторятся совершенно точно. В XIX веке разница между календарями была в 12 дней, с марта 1900 года – 13 дней. – Пасхалия. // Открытая православная энциклопедия «Древо». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/1125.html. – Дата доступа: 04.05.2019.
Очевидно, что такое удивительное совпадение календарного и церковного цикла через 143 года вопреки расчетам в 532 года, объясняется прежде всего реформой календарей, при которой с 1918 года Россия перешла с Юлианского календаря на Григорианский, «потеряв» 13 дней. С тех пор есть «разрыв» между церковным (старый стиль) и светским (новым стиль) календарями. ↩
- Марков И.Г. Реконструкция Муравьёвского поста 1853 – 1854 годов в городе Корсакове: история и перспективы. / Марков Игорь Геннадьевич. // Вестник сахалинского музея. –Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей, 2017. – № 23. –с.118–131. ↩
- Там же. ↩
- Латышев В.М. Государственный канцлер А.М. Горчаков и решение Сахалинского вопроса / В.М. Латышев, Г.И. Дударец; научный редактор Т.П. Роон; Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной краеведческий музей». – Южно-Сахалинск: Сахалинский областной краеведческий музей, 2015. – 313 с. ↩